26 апреля 2024 г.

Подросток и его проблемы.

Кризис подросткового возраста – один из самых сложных периодов как для ребенка, так и для его родителей.                                                                                       

Этот период является чрезвычайно сложным, так как у подростка происходят физические и психологические изменения, которые готовят его к взрослой жизни. Он характеризуется как возраст полового созревания (переходный). И здесь может возникать множество психологических проблем. Ребенок начинает постепенно отдаляться от родителей. В этом возрасте он пытается ответить на вопросы: «Кто я?»«Чего я хочу?»                                                                                                                                            

 

 

Основные проблемы этого периода.

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими и развитием самоидентификации. В этом возрасте родители перестают быть безусловным авторитетом для подростка, и подросток может не прислушиваться к советам взрослых, закрываться и отдаляться от семьи, испытывать ощущение, что его никто не понимает. Мощный всплеск работы половых гормонов и физическое развитие влияют на настроение и эмоциональное состояние ребенка. Настроение может очень быстро поменяться в противоположную сторону. Ребенку сложно контролировать эмоции, он, иногда и сам не понимает, что чувствует.

Отношения с родителями

В период подросткового возраста часто возникают проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Возникает потребность на уважение, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, наличие своей линии поведения, собственных взглядов, оценок и стремление их отстаивать, несмотря на несогласие взрослых.   Нередко подростки отказываются от выполнения своих обязанностей по дому, не посещают занятия, что приводит к резкому падению успеваемости.  В случаях отсутствия желаемого подростком отношения, выражается в обидах и различных формах протеста: грубости, упрямстве и конфликтах.

Общение                                                                                                                                            

Ведущей деятельностью для подростка становится общение. Важным для него является общение с друзьями, чем проводить время с семьёй. В общении происходит усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Подростки предпочитают общаться как в реальном, так и в виртуальном мире со своими сверстниками, поэтому они проводят много времени вне дома или перед компьютером.   В социальных сетях у них появляются друзья, с которыми они могут говорить на любые, даже самые откровенные, темы.  Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников.  Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей и взрослых.  В период взросления меняются увлечения, интересы. Проявляется интерес к другому полу – первое чувство влюблённости, которое очень значимое для подростка.  Подросток влюбляется впервые и испытывает такие чувства, считая, что это любовь навсегда. Он становится очень уязвимым, может предаваться унынию. Многие из них сталкиваются с чувством неразделенной любви, которое вызывает спектр разных эмоций. Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных прав с окружающими взрослыми. Формирующееся в это время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости.

Рекомендации для родителей:

Примите чувство взрослости своего ребёнка. Нельзя относиться к подростку как к ребёнку и одновременно как к взрослому. Важны понимание, эмоциональное тепло и внимание. Но какими бы взрослыми ни хотели казаться подростки, они, всё ещё, остаются детьми, нуждающимися в заботе и защите.

Установите правила. Определить свои границы.  Как с вами можно разговаривать, а как недопустимо? Какие обязанности по дому вы делегируете подростку и доверяете ему самому следить за этим?

Разделите сферы ответственности, строго их обрисовать, обозначить последствия за нарушения, которые распространяются на всех людей в доме на равных.

Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем.

Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

В этот сложный для всех период всё зависит от стиля воспитания в семье и перестройки родителей. В ребенка необходимо верить – это главное!

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости